Масштабная климатическая политика может защитить европейский энергетический сектор

Крупнейшие инвестиционные группы торопят Брюссель с решением по разработке долгосрочной стратегии, необходимой для стимулирования перехода к низкоуглеродным технологиям.

 

.

22 января Европейская Комиссия должна опубликовать свои предложения по политике в области климата и энергетики после 2020 года.
На основе этих предложений будут формироваться дискуссии между национальными правительствами на встрече европейских лидеров в марте.
От результата этих обсуждений будет зависеть не только то, перейдет ли Европа к низкоуглеродной экономике, но также и то, будут ли готовы инвесторы вложить многотриллионные инвестиции в европейский энергетический сектор.

Проблематика очень понятна: большую часть европейских угольных теплоэлектростанций в ближайшее десятилетие нужно будет закрыть. Кроме того, в силу поставленной цели заменить уголь более чистыми источниками энергии, необходимо обновить устаревающую электроэнергетическую инфраструктуру Европы. Все это требует значительных вложений, оцененных Европейской Комиссией примерно в 1 триллион евро до 2020 года и еще в несколько триллионов к 2030. Поскольку государственные бюджеты ограничены, правительства надеются на то, что большую часть ноши возьмет на себя частный сектор. Однако для частных инвесторов необходима стабильность, что они и дали понять, ожидая от правительства пакет конкретных мер до 2030 года – Комиссия должна продемонстрировать, что она в состоянии предложить стабильную долгосрочную политическую обстановку.

В частности, устанавливая цель по снижению выбросов углекислого газа на 40% к 2030 году, Европейский Союз даст частному сектору понять, что он будет и дальше придерживаться политики перехода к низкоуглеродным технологиям. Кроме того, инвесторы ожидают ценовой сигнал на будущую стоимость угля – для принятия решения об инвестировании она должна быть устойчиво высока. Так, решение отложить продажу 900 миллионов углеродных квот – это правильный шаг, и, возможно, достаточный, для восстановления инвестиционного доверия.
Если национальные лидеры всерьез хотят привлечь триллионы евро из частного сектора в энергетическую отрасль и ее инфраструктуру, от них требуются срочные и масштабные действия. Откладывание соглашения может стать роковым шагом: решения об инвестициях принимаются и отменяются на основе оценки именно политической стабильности. Если текущая нестабильность останется, стоимость капитала для европейской энергетики вырастет, а решения о крупных инвестициях так и будут откладываться, лишая Европу все более и более необходимого ей финансирования в энергетической отрасли.